Меню

Настройки на бортовом компьютере дмрв на ваз 2114



Датчик массового расхода воздуха BOSCH 116. Проверка, настройка до 1.00 вольт

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) BOSCH 116 термоанемометрического типа, расположен между воздушным фильтром и впускным коллектором. Сигнал датчика представляет собой напряжение постоянного тока, величиной от 1 до 5 вольт, в зависимости от направления и количества проходящего через него воздуха. Если воздух пойдёт в обратном направлении, то датчик будет работать в диапазоне от 0 до 1 вольта. Диагностический прибор считывает показания как расход воздуха в килограммах в час. Так же ДМРВ имеет встроенный датчик температуры воздуха (ДТВ), представляющий из себя резистор, изменяющий своё сопротивление в зависимости от температуры потока воздуха, проходящего через датчик. Сигнал ДТВ, подключенный в цепь контроллера, представляет собой напряжение постоянного тока в диапазоне от 0 до 5 вольт. При возникновении ошибки (Р0112 и Р0113) по ДТВ, контроллер зажигает «Чек» и заменяет температуру впускного воздуха на фиксированные 33 градуса Цельсия.

Если возникнет ошибка (Р0102 и Р0103) по ДМРВ, то контроллер переходит в аварийный режим, рассчитывая показания по частоте коленчатого вала и положению дроссельной заслонки.

При возникновении проблем, не спешите покупать новый ДМРВ. Проверьте соединение разъёма, почистите контакты, зачистите точки соединения с массой, проверьте трассу жгута на целостность проводов, прозвоните цепь от датчика до контроллера. Трасса жгута не должна касаться высоковольтных проводов. Так же может быть забит воздушный фильтр, загрязнился канал холостого хода, зависает регулятор холостого хода.

Если ошибок нет, а двигатель плохо заводится и глохнет на холостом ходу, то скорее всего загрязнился чувствительный элемент датчика. Контроллер не заносит ошибку, так как датчик не выходит за пределы, но он его обманывает и из-за этого не правильно поступает топливо. Чтобы датчик не загрязнялся меняйте вовремя воздушный фильтр, следите за чистотой дроссельной заслонки и системой вентиляции картера.

Теперь перейдём непосредственно к проверке ДМРВ. Если у вас есть компьютерная диагностика, например адаптер ЕЛМ327, то можно проверить в параметрах датчика его напряжение при включенном зажигании, оно должно быть 1 вольт (+-0,02). А при работающем двигателе нужно знать типовые параметры вашего двигателя и уже смотреть не напряжение, а расход воздуха на холостом ходу (Для ШНивы на х.х. 9-14 кг/ч, а для ВАЗ-2114 — 9-12 кг/ч).

Но я люблю проверять датчики отдельно и тщательно. Поэтому купил разъём для ДМРВ и сделал переходник, чтобы можно было проверить и не снимая с автомобиля. Контакты ответной части из медных монолитных жил провода на 1,5 мм*2 , расплющенные молотком и доработаны надфилем. Припаял их к плате, как продолжение проводов разъёма.

Чтобы всё это заработало, понадобится блок питания на 12 и 5 вольт. Автомобильное зарядное устройство выставил на 12 вольт, а для 5 вольт применил китайский регулируемый стабилизатор LM2596. Даже маленькое отклонение от 5 вольт испортит точность измерения.

Собираем схему, описание выводов ДМРВ на первом фото. Прибор лучше переключить в положение 2 вольта, постоянный ток. Ниже показан исправный ДМРВ, ему 8 лет, я его промывал один раз спиртом через ручной распылитель для полива комнатных цветов. Чтобы его промыть, нужно выкрутить два винта, вытащить сам датчик из корпуса и обильно пролить распылителем на плёнку датчика, а потом просушить. Эта процедура не всем помогает.

А вот со следующим датчиком (см. ниже) уже автомобиль периодически глох на холостом ходу.

Осталось рассказать о проверке датчика температуры воздуха (ДТВ). Там всё просто, так же по схеме подключаем и сравниваем сопротивление датчика с таблицей «Зависимости температуры воздуха от сопротивления ДТВ» (фото ниже).

Посмотрите на комнатный градусник и на сопротивление ДТВ, то есть в комнате 24 градуса, по таблице это примерно 2 кОм, всё верно. ДТВ исправен.

Если выяснили, что датчик завышает свои показания, а на покупку нет денег или проблема найти датчик в продаже, то можно просто выдернуть разъём на датчике и двигатель будет нормально работать, но расход топлива заметно вырастет. Еще можно обмануть контроллер, изменив показания на выходе датчика. Для этого понадобятся два сопротивления, одно на 470. 500 Ом, а второе переменное (подстроечный резистор) на 200. 1000 Ом. R1 нужен для предотвращения замыкания сигнала с массой, мало ли переменным R2 сильно крутанёте. Соединить эти сопротивления последовательно и подключить к 3 и 5 проводу датчика (см. фото ниже). Я не сторонник порчи штатной проводки, так что использовал бы переходник при воплощении данной схемы.

Подстроечным резистором выставляем на выходе датчика нужное нам напряжение 1.00 вольт и двигатель при запуске не должен заметить подвоха. Раз плёнка датчика всё равно останется загрязнённая, то идеальной работы двигателя не ждите, это только временная мера.

Читайте также:  Mitsubishi space star настройка бортового компьютера

Можете посмотреть коротенькое видео на полторы минуты о проверке датчика, там я пылесосом имитировал расход воздуха, датчик реагировал изменением напряжения:

Источник

ДМРВ автомобиля ВАЗ 2114

Автомобили ВАЗ 2114 комплектовались несколькими видами двигателей: 8 клапанными объемом 1,5 л и 1,6 л, а также 16 клапанным 1,6 л. До 2005 года на моторы устанавливались ЭБУ Январь 5 серии, затем производитель обновил контроллеры. С 2006 года эти машины комплектовались ЭБУ Январь 7 серии, или импортными аналогами BOSCH 7.9.7. Для чего нужна эта информация? В зависимости от версии ЭБУ, ДМРВ на ВАЗ 2114 были разных типов. Это вызывает некоторые сложности при замене датчика, но в паспорте автомобиля можно найти подробную информацию.

  • На ранние версии автомобилей устанавливались датчики расхода воздуха серии 004.
  • Затем был внедрен обновленный ДМРВ для ВАЗ 2114, серии 037. На нем был доработан измерительный канал с целью снижения пульсаций воздушного потока. Новый расходомер с измененными характеристиками полностью совместим со старыми ЭБУ при наличии датчика кислорода, так что замена не привела к изменению калибровок в системе формирования топливно-воздушной смеси.
  • После перехода на контроллеры Январь 7 серии и BOSCH 7.9.7 пришлось поменять и датчик расхода воздуха на автомобиле ВАЗ 2114. Новая версия с индексом 116 выпускается с обновленным конструктивом. Обновилась и тарировка датчика, так что обратной совместимости нет.

Воздушный датчик BOSCH 116 имеет множество аналогов, в их числе российские «Итэлма» и «Автэл».

Информация: Среди владельцев ВАЗ 2114 бытует мнение, что датчик расхода воздуха серии 116 лучше 037, и его можно ставить на замену для увеличения отдачи двигателя. На самом деле это не так, тарировка ДМРВ разрабатывается под конкретный мотор и учитывается при программировании ЭБУ.

В качестве примера график на иллюстрации:

Очевидно, что при расходе воздуха более 100 кг в час, напряжение, которое выдает датчик воздуха ВАЗ 2114 серии 116 меняется на 0,2 вольта. При считывании данных контроллером двигателя, это вносит существенную коррекцию в пропорции топливной смеси.

Как работает датчик массового расхода воздуха ВАЗ 2114

Современный ДМРВ (он же MAF в английской интерпретации) с помощью чувствительных датчиков и специального алгоритма вычисления сравнивает показания сопротивления двух терморезисторов. Один из них является эталонным, его значение постоянно. Второй (выполненный из платиново-иридиевой проволоки) принудительно нагревается. Набегающий поток воздуха охлаждает проволоку, сопротивление меняется, и для уравнивания его с эталонным, требуется больший ток разогрева. Именно разница в силе тока (в данной конструкции по формуле Закона Ома измеряется напряжение) дает информацию в ЭБУ.

Точность измерений 1/100 вольта, поэтому малейшие неисправности ДМРВ мгновенно сказываются на качестве работы двигателя.

ВАЗ 2114 признаки неисправности расходомера

Помимо индикаторной лампы на приборке «Check Engine», существуют симптомы, которые заметит даже неопытный водитель:

  1. Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах: наиболее ярко неисправность проявляется на не прогретом моторе. После запуска обороты плавают, при резком нажатии педали акселератора двигатель глохнет.
  2. При резком сбросе газа обороты не снижаются, а некоторое время держатся на отметке 2-3 тыс.
  3. Даже на прогретом двигателе заметно снижение мощности. При полной загрузке требуется включение пониженной передачи, в горку автомобиль не тянет, медленно разгоняется на трассе.

Как самостоятельно проверить датчик ДМРВ ВАЗ 2114 «дедовским способом»? Методика следующая:

  • необходимо запомнить ощущения от работы двигателя на привычном маршруте с различными режимами: движение в горку, разгон и пр.;
  • заглушить мотор, снять минусовую клемму с аккумулятора и отсоединить разъем ДМРВ, расположенный со стороны бачка с тормозной жидкостью;
  • завести двигатель, выполнить поездку по тому-же маршруту.

Если поведение двигателя заметно ухудшилось, значит поломка не связана с расходомером. Если вы не почувствовали разницу, то есть, мотор одинаково работает с датчиком и без него, значит требуется углубленная проверка ДМРВ.

Как проверить датчик ДМРВ на ВАЗ

Самый надежный способ — использование диагностического сканера (хотя бы на уровне ELM-327). Подключаемся к порту OBD и смотрим на компьютере показатели работы расходомера.

Если сканера нет, можно снять основные параметры мультиметром. Чтобы провести диагностику и ремонт ДМРВ ВАЗ 2114 своими руками, необходимо знать распиновку контактов.

Для примера рассмотрим контактную колодку для ВАЗ 2114: современный 8 или 16 клапанный мотор, ДМРВ BOSCH (или его аналог) версии 116.

  1. Контакт № 1 нам не потребуется, это датчик температуры воздуха.
  2. Контакт № 2 — питание 12 вольт. При нарушении работы бортового регулятора напряжения, датчик расхода воздуха может работать со сбоями.
  3. Контакт № 3 — масса.
  4. Контакт № 4 — питание электроники ДМРВ, параметр важный, напряжение должно быть стабильным.
  5. Контакт № 5 — то самое «плавающее» напряжение, с помощью которого ЭБУ вычисляет объем проходящего через впускной коллектор воздуха.
Читайте также:  Ноутбук настройки монитора где кнопки

Проверка питающих напряжений производится на отключенной колодке. Поворачиваем ключ зажигания, двигатель не заводим. Относительно массы замеряем напряжение на контакте № 2 (12 вольт) и контакте № 4 (5 вольт). Это свидетельствует об исправности ЭБУ и целостности проводов с контактами.

Проверка сигнального напряжения на контакте № 5 производится с подключенным разъемом, при включенном зажигании (двигатель не заводим!).

  • напряжение в пределах 0,99−1,02 вольта — датчик исправен;
  • напряжение в пределах 1,03−1,05 вольта — скоро потребуется замена;
  • более 1,05 вольта — ДМРВ не работает в штатном режиме.

Профилактика поломок и чистка ДМРВ ВАЗ 2114

Датчик расходомера располагается в уязвимом месте: воздействие перепадов температур, влаги, пыли.

Точная электроника, расположенная в измерительном канале, выходит из строя при попадании посторонних предметов.

  • несвоевременная замена воздушного фильтра;
  • использование так называемых «нулевых» фильтров;
  • неплотное соединение ДМРВ с фланцами воздуховода;
  • попадание влаги в воздухозаборник;
  • мусор, оставленный в воздуховоде или корпусе фильтра после ремонта и обслуживания.

Как почистить ДМРВ, если загрязнение не вывело его из строя

Датчик необходимо извлечь, снять защитные сетки, и продуть чистым сжатым воздухом. При наличии засохшей грязи или масляных пятен – требуется промывка специальными средствами для ДМРВ. Разумеется, необходимо прочистить и сам воздуховод с корпусом фильтра.

В большинстве случаев подобная профилактика возвращает расходомер к жизни.

Видео по теме

Источник

Датчик массового расхода воздуха ВАЗ 2114

  1. Количества потребляемого воздуха;
  2. Времени реакции.

Точность измерения потребления воздуха двигателем позволяет контроллеру определять, в какой пропорции необходимо смешать воздух с топливом. Если датчик выдает неправильные значения, образующаяся топливовоздушная смесь не соответствует текущему режиму работы двигателя. Это приводит к снижению мощности, увеличению расхода топлива, ухудшению динамики и «отклика» автомобиля.
Реакция контроллеров разных производителей на эти параметры может отличаться.

Например, Январь-5.1 в случае незначительного завышения или занижения значений определяет погрешность ДМРВ на основе показаний датчика кислорода, таким образом регулируя длительность впрыска топлива. Увеличение времени реакции датчика приведет к тому, что контроллер не будет успевать, и в момент разгона вы заметите «провалы» двигателя. Эта же погрешность работы датчика при использовании более чувствительного контроллера Bosch приведет к плавающим оборотам на холостом ходу, хотя заметных провалов при разгоне не будет.

Какой расход воздуха должен быть на ВАЗ 2114?

Двигатель ВАЗ 2114 объемом 1,5 л при исправном ДМРВ на 850-950 об/мин потребляет от 10±0,5 кг воздуха за час работы, а на 2000 об/мин – от 19 кг до 21 кг. Если количество расходуемого воздуха при тех же оборотах уменьшается, уменьшается и динамика авто, зато экономится топливо. И наоборот, увеличенное потребление воздуха приводит к повышению динамики и большему расходу топлива. В этом случае могут возникать трудности с пуском двигателя в холодную погоду. Если показания датчика отклоняются от реальных на 2-4 кг, двигатель начнет сильно капризничать и «тупить». Отключение датчика вынудит мотор продолжать работать в аварийном режиме.

Причины неисправной работы

Свойственная большинству отечественных автомобилей причина, по которой ломается датчик расхода воздуха ВАЗ 2114, скрыта в вентиляционной системе картера. Она имеет два контура, обеспечивающих работу при открытом или закрытом положении дроссельной заслонки. Если дроссель зарыт, картерные газы отводятся по магистрали (d=1,5 мм) в имеющееся за ним пространство. Определенный процент этих газов скапливается в магистрали холостого хода, где контактирует с покрытым пленкой резистором ДМРВ. Он также чувствителен и к колебаниям газовой смеси в системе впуска. Смола оседает на поверхности резистора, и датчик начинает «врать». Из-за этого регулятор холостого хода заедает, и он начинает подклинивать при пуске двигателя.

Признаки неисправности

Нерабочий датчик массового расхода воздуха ВАЗ 2114 приводит к появлению ряда симптомов в поведении инжекторного двигателя. Проявляется неисправность постепенно, начиная с повышения расхода топлива и плавающих оборотов, в итоге дестабилизируя работу двигателя.

Из личного опыта на примере переднеприводного автомобиля, могу сказать, что сталкивался с такой проблемой: сначала загорался значок инжектора, затем обороты сильно стали плавать и почти вдвое увеличился расход топлива.

Вычислить неработающий датчик воздуха ВАЗ 2114 можно по следующим признакам:

  • провалы при работе на холостом ходу и под нагрузкой;
  • ДВС глохнет при попытке переключить передачу;
  • снижение динамики, машина медленно разгоняется;
  • расход топлива увеличен;
  • мощность двигателя упала;
  • плохо заводится «на горячую»;
  • появляется сигнал Check Engine.

Если ДМРВ уже мертвый, Check Engine может и не гореть. Тогда неисправность можно определить по ошибке, выдаваемой бортовым компьютером. Поможет и диагностика уровня сигнала ДМРВ. Низкий уровень может свидетельствовать о следующем:

  • подключение ДМРВ отсутствует;
  • неисправность в цепи подключения датчика (обрыв);
  • масса в цепи подключения оборвалась или окислилась;
  • сигнальные провода оборваны или неверно подсоединены, возможно, их замкнуло;
  • сбой работы БУ двигателем;
  • не работает ДМРВ.
Читайте также:  Настройка ноутбука lenovo после покупки

Обнаружив вышеперечисленные признаки, не торопитесь покупать новый датчик. Он отнюдь не самый дешевый и обойдется в 1500-4000 руб. Прежде всего, убедитесь, что причина именно в нем. Проверить и почистить старый можно в сервисе или самостоятельно при наличии необходимого оборудования.

Проверка ДМРВ

Прежде чем приступать к экспериментам, не поленитесь ознакомиться с руководством по сервисному обслуживанию. Там детально описано, что такое ДМРВ на ВАЗ 2114 и как его заменить.

Ищем датчик. Открываем капот, находим патрубок воздушного фильтра. На нем и располагается ДМРВ, определяющий поток проходящего через фильтр воздуха. Приведу несколько вариантов, как проверить датчик массового расхода воздуха самостоятельно.

  • Отключить датчик. Колодку с проводами отсоединить от разъема, нажав на фиксатор, расположенный снизу. Запустить двигатель (1500 оборотов или больше). Отключение ДМРВ контроллер понимает как аварийное состояние и приготовляет топливно-воздушную смесь исходя из того, в каком положении находится заслонка дросселя. Попробуйте проехать небольшое расстояние. Если автомобиль разогнался ощутимо быстрее, это свидетельствует о нерабочем ДМРВ. От себя замечу, что в отключенном состоянии для ЭБУ Я7.2 и М7.9.7. обороты не повышаются!
  • Замена прошивки контроллера. Оригинальная прошивка ЭБУ могла быть заменена альтернативной. В такой ситуации мы не знаем, какой алгоритм прописан в ней случай работы в режиме, рассмотренном в первом пункте. Заслонка дросселя имеет упор, под который нужно подложить тонкую пластину (около 1 мм), чтобы поднять обороты. Затем необходимо отсоединить фишку с датчиком. При неисправном датчике двигатель должен заглохнуть. Если двигатель работает, то причина в особенностях прошивки: некорректно прописаны шаги РХХ.
  • Измерение напряжения. Тестирование дает хорошие результаты при работе с датчиками Bosch. Понадобится мультиметр. Выбираем режим измерения постоянного напряжения и устанавливаем максимальное значение 2 В.

Схема подключения для ВАЗ 2114 выглядит так:

  1. желтый – входящий сигнал;
  2. серый с белым – питание на выходе;
  3. зеленый – заземление;
  4. розовый с черным – вывод к главному реле.

Расцветка может быть другой, но последовательность расположения разъемов та же.

Далее нужно включить зажигание при заглушенном двигателе. Красный (плюсовой) щуп тестера подключить к желтому выходу, черный (минусовой) – к зеленому. Щупы мультиметра вставляются вдоль указанных проводов напрямую через резиновые уплотнители разъемов без повреждения изоляции. Для профилактики я рекомендую смочить щупы WD-40. Промежуточные соединения или иголки не рекомендуется использовать из-за вносимой ими дополнительной погрешности. Измерить напряжение. Сравнить полученный результат с таблицей:

Напряжение, В Состояние
1,01 – 1,02 Хорошее. Датчик почти новый и прослужит долго.
1,02 – 1,03 Удовлетворительное. Датчик старый, но работает исправно.
1,03 – 1,04 Плохое. Ресурс почти выработан. В скором времени придется заменить.
1,04 – 1,05 Плачевное. Ресурс выработан. Пригоден к эксплуатации, если отсутствуют тревожные симптомы. Желательно заменить
1,05 – и выше Аварийное. Датчик неисправен (возможно, давно). Замена обязательна.

Только что установленный датчик дает напряжение на выходе 0,996–1,01 В. Со временем оно возрастает. Большее значение означает больший процент износа.

Данные напряжения с датчиков фиксируются бортовым компьютером, их можно просмотреть, выбрав соответствующую группу параметров.

  • Осмотр и чистка. Крестовой отверткой ослабляем хомут, удерживающий патрубок воздухозаборника. Снимаем гофру и проверяем, есть ли следы масла и/или конденсата внутри нее, а также на внутренней поверхности датчика. В норме их быть не должно. Чувствительный элемент ДМРВ часто ломается из-за попадания на него грязи. Этого легко избежать при регулярной замене воздушного фильтра. Причины попадания масла в ДМРВ:
  1. превышен допустимый уровень масла в картере
  2. засорен маслоотделитель системы вентиляции

Датчик крепится к патрубку двумя винтами. Откручиваем их рожковым ключом (х10) и снимаем сам датчик. Спереди имеется вход, который должен быть защищен от подсоса неочищенного воздуха кольцевым резиновым уплотнителем. Если его нет или он остался в корпусе фильтра, пыль забивает входную сетку датчика. Ее нужно прочистить, поставить уплотнитель, проверить герметичность и вставить датчик обратно.

  • Сравнение с исправным датчиком. На личном опыте убедился, что самая точная проверка – установить заведомо рабочий датчик и сравнить поведение двигателя с «родным».

Помимо рассмотренных вариантов, как проверить ДМРВ самим, можно еще обратиться в сервис, где есть специальное оборудование, и провести уже 100% диагностику, например, по методике оценки осциллограммы.

Источник

Adblock
detector